Минимум усилий для максимума запоминания

занятие с родителями

Способности человека напрямую связаны с его вниманием, да и любой личный рост начинается с овладением и контролем своего внимания, обретением хозяйского состояния. «Куда внимание туда и сила» — так говорили мудрые предки. Для удержания внимания на объекте нужна не только практика, но и внутренняя сила. Но бывают такие моменты, когда внимание фокусируется без напряга, как бы само-собой. Это происходит в моменты любимого дела, когда жажда своих действий утоляется интересом происходящего. Любимое и интересное дело само по себе привлекает внимание, а значит и способствует запоминанию. Это свойство фокусировки надо использовать в свою пользу. К тому же есть некоторые особенности запоминания и усвоения информации человеческим мозгом.  Об этом я и хочу рассказать.

Как использовать минимум усилий для максимума запоминания

Сильные эмоции и яркие впечатления — основа хорошего запоминания

Яркие впечатления запоминаются сами-собой, так как они фокусируют внимание. Что лучше всего запоминается? Конечно праздники, необычные события, нестандартные фильмы… Многие про сей факт знают и используют это в своих корыстных целях. Яркий пример тому современная реклама.

Логично взять это свойство памяти к себе на вооружение. Надо сделать процесс обработки информации интересным, ярким, необычным.

Сильная мотивация способствует фокусировке внимания, а значит улучшает запоминание

Вообще мотивация — это большая движущая сила. Соперничество, спор, любовь — вот примеры сильных мотиваций. Разведчик подробно изучает план предстоящей операций . Как думаете, сильная у него мотивация запомнить план? То-то, и я о том! Жить хочется всем.

Впрочем мотивацию можно создать и  искусственно — тоже работает. В любом случае лучше замотивировать себя на хорошую и долгую память.

Осмысливайте информацию, эффект Германа Эббингауза

график Германа Эббингауза

Механическое зазубривание неэффективно, там малая концентрация внимания и вовлечённости в процесс.

В. Герман Эббингауз назвал это  «кривой забывания». Герман доказал, что механическое зазубривание материала быстро забывается — через час помнится только 60% от заученного, через 10 часов всего 35, а через несколько дней не более 20%.

В свою очередь осмысленная информация оседает в долговременной памяти, в которой она хранится гораздо дольше. А вот если вникнуть в суть информации, то она ещё и запомниться в 9 раз быстрее.

Конспектируйте материалы, что такое физическое внимание

Если информацию конспектировать, то включается сразу несколько видов внимания — визуальное, тактильное, звуковое (проговаривание про себя). Конспекты намного ускоряют запоминание материала.

Немного о физическом внимании. Исстари считается, что собрать внимание ученика можно при помощи воздействия на физическое тело. Есть мнение, что старые способы воспитания учеников: розги, стояние  на горохе и стояние в углу как раз и есть такое такие действия. Розги я конечно не рекомендую, но вот связки запоминание-действие вполне помогут усвоению материала. Вообще ум, движение и телесные ощущения тесно связаны между собой. Информации об этом много, заостряться на этом (это тема отдельной статьи) сейчас не буду.

Да, и напоминаю, конспекты, особенно с применением структурирования и оглавления информации весьма полезны для усвоения информации.

Повторение — мать учения

Этот пункт связан особенностью запоминания. Чем чаще мы повторяем информацию, тем лучше мы её запоминаем.

Наиболее эффективная схема запоминания: после заучивания текста первый раз повторяем её через 20 минут, второй раз повторяем через 6 часов, третий через сутки.

Да, и многие знают, что лучше запоминать информацию перед сном, а с утра повторить её.

Во время сна мозг сортирует информацию полученную за день и укладывает её «по полочкам». Информация полученная перед сном «переваривается» во сне первой.

Многозадачность — миф, исключи отвлекающие факторы

2,5%  — столько всего по-настоящему многозадачных людей в этом мире, и не надо льстить себе.

В большинстве случаев многозадачность это потеря внимания, времени и много ошибок.

Всё лишнее и отвлекающее от процесса запоминания прочь. Зачастую нам мешают отвлекающие факторы: шум, телефон, обилие цветных и динамических объектов (к примеру, баннеры на компьютере), резкий запах и прочее.

Оптимальное время концентрации внимания на сложных процессах составляет 45 минут, а 15 минутный перерыв  восполняет ресурсы мозга. Именно поэтому такова продолжительность урока и перемены. Всё продуманно.

0 Комментариев

Оставить отзыв